maxbolshakov (maxbolshakov) wrote,
maxbolshakov

Записки с туристического фронта. Болгария

С чего начать? Место отдыха было выбрано близ городка на побережье Лазурного (Чёрного) моря - Созополь. Это чтобы подальше от "совка". Поселились в семейный отель под названием Blue Orange, потому что жена беременна. Ну и самое страшное питание в мире - олинклюзиф, чтобы испытать себя )) Брали через тур агенство чтобы не морочиться. Прилетели на чартере. Валюта болгар - это Лев.
Как и вся валюта к рублю - лев подорожал. От этого сильно режет карман любая покупка. Особенно экскурсии в красивые болгарские города.
Ближайший аэропорт от Созополя - это Бургас.

День 1.
Вылет в 5.25. А это значит берём такси по фиксированной цене - 1000 рублей. На четверых (+ тещя с кавалером) вполне дёшево. Выезжаем в 1.30 - через час на месте. Через полчаса уже начинается регистрация. Приехали пораньше, чтобы жене места взять в начале самолёта - меньше трясет. Тут все ок - осталось ждать. Состояние ацтой - спать очень хочется. Дожидаемся 5.00 - на посадку. Грузят в автобус и везут через летное поле в неизвестном направлении. Ранее утро - стоит непроницаемый туман над Домодедово - автобус нас вёз минут 15 - так далеко, что даже шутки пошли - типа до Болгарии поехали - это чартер у черта на рогах пасётся. Наконец нашли самолет, расселись и полетели. Все здорово, одно но - полный самолёт детей. А дети плачут и кричат - но ничего - пора привыкать )) Лететь всего 2,5 часа - иногда даже уснуть удаётся по 5-10 минут. На завтрак дали бутерброд, вафлю и попить. Скудненько.

В итоге приземлились в Бургасе очень даже хорошо (у меня иногда жутко закладывает уши при посадках) - без напрягов. Жена тоже все отлично перенесла. Автобус нас забрал от аэропорта и мы поехали в Созополь.

Проезжали мы немного по городу Бургас. Что можно сказать - похоже на окраину Киева. Только целый город такой. Вот это имеют в виду, рассказывая про "совок" Болгарии. Даже мысль возникает - и это хваленый ЕС - построено ведь все при Советах? 40 км до Созополя. Наш отель стоит в самом начале города. Прям у самой таблички ))

До самого города топать добрых 3 км. А эта часть Созополя - сплошь отели и кэмпинги. Наш отель небольшой. Основное здание и бунгалы. Есть бассейн и своя территория. Здесь 90% клиентов - это семьи. Очень тут уютно.

Зарегистрировались и бегом на завтрак. Успели за 5 минут. Набрали без разбору - голод все-таки. Затем сменили свой первый номер на аналогичный, но симпатичней и все - можно отдыхать.

Первые три дня прошли одинаково. Завтрак-пляж-обед-разведка/прогулка/поездка в Созополь-ужин-вечер на берегу с ловлей закатов. В разных комбинациях между едой.

В Созополе меняют деньги, покупают сим карты, экскурсии и ходят в магазины (если по какой-то неведомой причине вам мало олинклюзива). Т.е. ближе чем 3 км от отеля ничего такого нет. От отеля все дороже (это я про экскурсии и аренду авто).

На третий день капитально погуляли по Старому Созополю. Пофоткали городок со всех сторон. Очень он самобытный. Кривые и косые каменные улочки, своеобразные домики (все разные, но конечно крыши у всех из оранжевой черепицы) и тысячи чаек. Особенно понравился каменный утес-самый кончик полуострова. Ну и наконец выбрали куда ехать на экскурсию. Велико Тырново, предыдущая столица Болгарии.

4 день.
Велико Тырново.
Подъём в 6.00. Сборы. Сухой паек заказали вместо завтрака с вечера. Забрали на ресепшн и на выход. В 7.10 нас забрала маршрутка и довезла до Бургаса, где нас забрал большой междугородный автобус. Гид хорошо говорит по русски. Экскурсия будет понятной - уже хорошо.

Сразу по выезду из Бургаса перед нами открылся с\х регион. Климат здесь самый подходящий. Пшеница, подсолнухи, абрикосы, томаты и конечно виноград и многое другое. Очень красиво и напоминает Украинские просторы близ Харькова. Особенно подсолнухи. Видим несколько телег с цыганами (5% населения) и стада коров.

Съезжаем в сторону горного массивы Старо Пламена (Балканские горы) - самый длинный в стране, разделяет страну на две части. Вдоль этого массива очень долго мы будем ехать. У подножий гор в некоторых местах стоят села и города. Очень живописно.

Один из таких городков - Гурково. Назван в честь нашего генерала Гурко, который освобождал этот город от турок в далёком 1878 году. Вокруг этого городка раскинулись лавандовые плантации, завезённые сюда из Франции. Очень красиво.

Дорога в итоге приводит нас к перевалу "Республика", через которое ведет дорога сквозь горный массив. В лучших традициях подобных дорог, она извилистая, пролегает по краям высоченных обрывов, ну и конечно с неё открываются потрясающие виды, ради которых никто не собирается останавливать автобус.

Проезжаем несколько горных сёл, стоящих на этой горной дороге. Очень живописно и заброшено. После перевала едем по дороге, с которой открываются хорошие виды на холмы. В низинах этих холмов множество сел различных размеров. А вот и город Велико Тырново. Но мы пока проезжаем мимо - наша цель - монастырь.

Лясковецкий Петропавловский монастырь. Расположен не далеко от Велико Тырново на небольшой горе. Монастырь очень старый и очень бедный. Главный храм просто кроха. Ещё есть колокольня, вершина которой увешана спутниковый тарелками - странно смотрится. Но самая красота не здесь. Здесь только история. Открытая дверь в стене, да не там откуда заходили. Как чую - нужно идти именно туда. После двери здесь немного места, которое выводит на обрыв очень большой высоты. С него открывается потрясный вид на небольшой город внизу - Лясковец. Пофоткались на обрыве, ещё немного походили по монастырю. В церкви послушали службу - точь-в-точь как у нас в России. Время истекло. Собираем группу и едем дальше.

Село Арбанаси и Свято-Успенский монастырь.
Село знаменито тем, что здесь из покое веков живут албанцы. А албанцы мастера стройки априори. Вот и небольшое село они выстроили очень монуменально. Все дома в основном каменные, но даже деревянные отличаются особенной резьбой. Но вся красота села осталась только в моей голове, т.к. мы опять просто мимо проехали и посмотрели. Еще одна особенность села сформировалась со времён турецкого завоевания - это массивные каменные стены, тянущиеся во все стороны и объединяющие по несколько домов. Все современные дома строят строго с историческим обликом - так что очень гармонично. На окраине села есть ещё один старый монастырь. Ещё меньше прежнего, но в нем хранятся две известные на всю Болгарию иконы, поэтому место очень популярно для паломников и туристов. Я же не теряя времени, успел сбегать запечатлить часть села на фоторужье. А то как-то обидно. Ещё в далеке увидел красивое каменное ущелье - побежал фоткать. Пришлось пробираться сквозь заросли неизвестной травы и колючки. Весь исцарапаный я все-таки добрался до края и сделал пару кадров ущелья. Потом, когда мы ехали по дну этого ущелья, я даже испугался - на такой высоте я стоял ))

Наконец Велико-Тырново. Сначала мы едем в местный Кремль. Крепость Царевец. На высокой и крутой скале в своё время построили нереальных размеров каменную крепость. На самой вершине скалы красавица церковь. Вид просто потрясающий. Все-таки столица третьего болгарского царства. Одно но! Турки, суки, покорили болгар и конечно же практически стёрли крепость с лица земли. То что нам видно, это всего лишь руины. Но теперь представьте если даже руины вызывают такое ликование - какова же была крепость целехонькой? Турки - свиньи.

На подъезде к крепости миновали самую старую часть города. С церквями и старыми домиками - все на берегу горной реки. Очень красиво. Да и весь город построен на высоченных крутых скалах- это берега этой реки. Видимо горы треснули, и по дну потекла река. Прямо на краях этих утесов/берегов такие многоярусные получаются ульи. При этом река здесь делает нереально крутые повороты и поэтому здесь много таких живописнвх мест. На многих домах стоят даты постройки 17, 18, 19 века. Некоторое дома наверно наших солдат и генералов ещё помнят ))

Теперь крепость.
К ней ведёт каменный мост или дорога или это все изначальный фундамент всего города такой. Словами не передать. Затем ворота и мы уже за стеной (её основанием). Руины крепости идут несколькими уровнями-площадками. Везде угадываются церкви, жилые помещения, склады и т.д. Ну а для тех, у кого с 3D воображением не очень, есть картинки с первоначальными видами крепости. Турки - свиньи. На Крите кучу крепостей развалили, и здесь насвинячили. Быстрее всей группы двигаем к вершине. Мы же не любим, когда в кадре куча туристов. На вершине красавица каменная церковь. В средние века церковная власть была сильней светской. Так что остатки дворца царя Бориса где-то уровнем ниже. Внутри церковь украшена нереальными ч/б граффити на церковные темы. Храм-то не действует. Выглядит признаюсь круто. Спрашиваем у местного трудяги - пускают ли на колокольню - услышал русскую речь - обрадовался - говорит он с Украины маленьким переехал в Болгарию. Говорит уже скверно, но ещё понимает. Круто. Наши только поднимаются на вершину. У нас 30 минут форы - бежим на край крепости - на ещё стену, которая нависает над самой старой частью города. Много фоткаем все подряд и бежим на выход. Пора обедать.

Нас провозят по всему старому городу к ресторану. К 14.00 там уже все накрыто. Суп, курица табака с овощами и мороженое. Сытно и вкусно. Быстро едим. И нам дают ровно 2 часа свободного времени на прогулку по городу.

Сначала посмотрели памятник болгарским царям и здание галереи. Они стоят на высокой излучине реки. Вокруг же открываются виды на городские ульи. Очень красиво. Затем двинули по другой стороне реки через город по исторической улице Гурко. Именно по ней ехала наша армия во главе с прославленным генералом, а народ болгарский их встречал как освободителей (черти в обеих мировых войнах эти сволочи против нас воевали потом) после освобождения города. Улица очень атмосферная. И очень живописная. В итоге доходим снова до крепости Царевец. Фоткаем все, что не успели, затем фоткаем все, что успели разглядеть из автобуса и вот 2 часа истекли. Устали сильно. Садимся в автобус и в 16.30 покидаем нереально красивый город Велико Тырново. Около нашего отеля мы оказались в 20.00. Ужин и спать. Очень устали.

5 день.
Замок около Равадиново и Равадиново.

В двух км от отеля есть деревенька у подножия небольшой горы. А недалеко от деревеньки последние 15 лет растёт из небытия НЕЧТО. Средневековый замок со своей территорией. Официальная мифология такова - местный барон грустил, что в Болгарии не сохранилось подобных замков, купил участок и начал строить. Замок, грот, церковь, пруд, сад с водопадами, рестораны и конечно обильный зверинец (Лошади, павлины, гуси, лебеди, курицы и даже ламы!) - вот, что туристы получают за 10 левов. Мы пролазили тут часа 2 и основательно устали на жаре. Чисто туристический проект. Везде строй материалы валяются, куча недоделок. Так - чтобы в отеле не киснуть.

Кстати пошли мы туда пешочком, иногда заглядывая в сторону от дороги, чтобы нарвать и покушать алычи.

После замка решили сходить посмотреть - как живут болгары. Что запомнилось в Равадиново? Новые здания сразу выставляют на продажу. Люди стараются, чтобы новые дома смотрелись гармонично со старыми. Участки у них небольшие и часто жутко не ухоженные. Много цветов и винограда на участках. Машины очень старые встречаются. Наши советские ЗИЛы здесь не редкость. И особенно запомнилось - почти на каждом втором фонарном столбе свиты гнезда аистов - смотрится очень здорово, как у нас в деревнях когда-то давно. В общем очень милая деревенька. Даже небольшая церквушка нашлась в болгарском стиле.

Остальное время - столовая, пляж, постель.

6 день. Пешеходный поход в гору.

Та самая гора близ Равадиново не давала мне покоя с первого дня. Очень хотелось до неё прогуляться и попробовать оседлать. Отпросился у жены, набрал воды и немного булок и пошел с утра.

Шел я примерно 1 км по трассе Бургас-Созополь пока не нашёл небольшую цыганскую (как будто телега здесь колесит) дорогу и решил её проверить. В итоге другая и не понадобилась. Сначала шёл я через поля, затем по каким-то заброшенным плантациям неизвестного растения. При этом дорога довольно сильно заросла, но идти можно. В руках по палке - прочесываю кусты перед собой во избежании сюрпризов. Дорога одна, выбирать не из чего )) При этом потихоньку иду в горку - уже море видно вдалеке. Постепенно начинаются деревья. Напоминает заповедник. Стоит жёлтый забор поперёк дороги. При этом можно спокойно пройти между прутьми, либо обойти - забор ровно на ширину дороги. И никаких запретительных знаков. Ну что русскому человеку делать в такой ситуации? Конечно иду дальше. Иду - придумываю оправдание на случай если поймают )) здесь дорога глиняная и со следами свежих автомобильных шин. Какие-то постройки деревянные встречаются. Похожи на сторожевые будки, есть ещё клетки с какими-то пакетами - страшновато. В общем иду, на развилках метки оставляю. В гору явно нет дороги, ну или скорее просто я лох неопытный. В итоге нашёл длинный спуск и решил пойти по нему. Оказалось я забрался на холм между двумя вершинами - основной и соседней малюткой - и прошёл между ними. Опять такой же забор - выход из леса/заповедника. Спускаюсь с холма - найти дорогу наверх уже несбыточная мечта. Оказался посреди большущей виноградниковой плантации. Эта явно не заброшена, встретил несколько работниц. Не то цыгане, не то болгары. Спросил - выйду ли я к соседнему городку Черноморец (он уже виден) - сказали ДА.

Иду по единственной дороге мимо каких-то заброшенных ферм, аля колхозы, складов строительной техники и материалов, пару деревенек миновал. Небольшое озеро тут тоже нашлось. Местные стоят с машинами - рыбку ловят. А вдоль берега снова деревья алычи, да такой спелой, что полкило точно нарвал. В итоге вышел на трассу около Черноморца. Прошёл городок насквозь и вышел на берег. Вытряхнул кроссовки и поплелся вдоль моря к нам в Созополь. Если на дорогу через поля до пляжа я потратил примерно часа 4, то по пляжу доперся наверно за 1,5. Вот такой получился развед бросок по неизвестной территории.

Вечером новость - у нас в отеле оказалось есть аниматоры. Уговорили нас поиграть против немцев в странную немецкую же игру типа наших Городков. В итоге проиграли, но зато весело провели пару часов.

7 день. Несебр.
Несебр - это город музей. Очень красивый и очень болгарский. Очень похож на Созополь, но меньше и краше.

Наш план такой - туда на автобусе, обратно на метеоре по морю. На автобусе от отеля до западного автовокзала города Бургас, там пересадка на автобус до Несебра. Цена на двоих - 21 лев. Потратили 2 часа на дорогу.

Немного прошли по новому городу и вот мы в городе старом. Соеденины перешейком. Всего мы гуляли 3 часа. В городе очень большая концентрация церквей/руин церквей - наверное штук 10. Улочки и домики очень радуют глаз. А вот многочисленные ресторанные зазывалы и продавцы барахла реально задолбали. При этом весь городок забит магазинчиками. Продают такую хрень, что диву даешься. Реально портят прекрасные виды города. Ну и огромное количество туристов. И по нашим взглядам самые шумные и невоспитанные далеко не русские туристы.

Вдоволь нафоткавшись и обойдя городок вдоль и поперёк, пошли в порт. Билеты на метеор купили сразу по прибытию в город. Это наши старые добрые советские метеоры на водных крыльях. Долетели до порта Созополя за полчаса. Цена вопроса 54 лева на двоих. Но ещё надо до отеля доехать на автобусе за 2 лева на двоих. Но метеор конечно круче, хоть и дороже ))

Поскольку наши левы подходили к концу, наменяли ещё немного и я купил себе ещё одну экскурсию на вторник (Шипка, Казанлык). Жене не рекомендовали - дорога сильно ухабистая предполагается. Так что одинокий одиночка.

В 16 часов наш аниматор уломала меня поиграть в волейбол. Набрали 8 человек и понеслась. В итоге 2,5 на это ушло. Классно, но устал. Пошёл купаться прямо в шортах не купальных ))

8 день. Амёбный день.

9 день. Шипка, Казанлык и Этыр.
Подъём в 6 утра. Собрал вещи. Забрал на ресепшн свой брэкфас бокс и покинул отель. В 7 забрал меня микроавтобус и довез до Бургаса. Там дождался экскурсионного автобуса. Как только он заехал на парковку, у меня настроение упало до минимума - стёкла автобуса затянуты сраной рекламой (( А это значит, что я не смогу сделать ни одной фотки из автобуса. Деньги на ветер короче. Народу кстати больше, чем в Велико Тырново поехало. И никаких шумных англичан.

В 10.30 прибыли в г. Казанлык. Город основан турками на месте древнего фракийского города, останки которого сейчас покоятся на дне водохранилища. Со временем здесь стали селиться болгары. Цель нашей остановки - фракийская гробница 3-4 веков до н.э. Здесь разбит парк на возвышенности. Сначала мы доходим до оригинальной постройки. Над ней сооружено защитное здание. Сюда допускают только первых лиц государств гостей. Для простого люда метрах в 100 построена копия в натуральную величину с небольшим музеем.

Гробницу случайно обнаружили солдаты в 1944 во время строительства бомбоубежища. После войны здесь работали археологи, а в 70-х годах ЮНЕСКО взяло шефство над гробницей. Внутри защитного здания соблюдаются влажность и температура необходимые для сохранности фресок на стенах и потолке гробницы.

Сама гробница представляет собой два помещения и входную арку. Арка обозначает вход в коридорчик, а за коридорчиком круглая гробница. Помещения не просто маленькие, но крохотные. Фракийский царь был 1.6 метра росточком. На потолках фрески на мотивы богов, царей и войн. Ещё можно добавить, что фракийцы верили в бессмертие в загробном мире. На этом мы закончили и поехали дальше.

Следующая остановка - домик Розы с дегустацией продукции на основе масла розы. Дело в том, что г. Казанлык является столицей так называемой Долины Розы. Здесь выращивают маслячную розу. Все остальное в мире - это декоративные розы. Маслячная роза цветет с середины мая по первую неделю июня. В это же время её собирают. Ручной труд по сборке, затем методом самогоноварения (два этапа) получают розовое масло. В этом году со всей долины собрали 1.5 тонны масла. Основной покупатель - французские парфюмеры.

Домик Розы - это магазинчик с крохотный музейчиком. Небольшой рассказ, затем дегустация розового ликера, розового лукума и розового варенья. Все очень вкусно. Затем все кидаются покупать подарки домой. Успеваю урвать бутылочку ликера за 10 левов.

Затем идём в ресторан. Обед простенький, но сытный.

Далее едем в г. Шипка.
Городок расположен у подножия гор Старо Пламена. Город известен героическими моментами русско-турецкой войны 1877-78 годов. В этом городе в 1902 году матерью известного генерала Скобелева была начата стройка русского православного храма - Рождества Христова - на средства частных дарителей, в основном русских людей. Храм построен в стиле русского барокко и недавно был отреставрирован. Стоит на покрытом лесами склоне Балканских гор в стороне от города. Храм в настоящее время действует.

Приехали, нам сказали сколько у нас времени, и я побежал сломя голову делать фотографии. Внутреннее убранство храма совсем как в России. Вышел и увидел лестницу наверх - это кладбище русского воинства. За кладбищем совершенно никто не следит кстати говоря. Далее обошел церковь кругом-пофотографировал подробно и побежал вниз по склону с двумя миссиями. Первая - найти лаванду, чтобы привести домой. Вторая - найти красивый ракурс на храм со стороны города (видел по дороге, но очень уж далеко уехали). С первой миссией я справился, со второй только частично.

Садимся в автобус и едем в горы по знаменитому Шипкинскому перевалу. Если кто не знает - удержание Шипкинского перевала русскими войсками стало одним из ключевых эпизодов войны. Дело в том, что Балканские горы и особенно перевалы через них являлись ключем ко всей Болгарии. Спустившись с гор с южной стороны, следующим препятствием для русских войск был уже только Босфор. До Стамбула наша армия всё-таки дошла. А на Шипке полегло более 3-х тысяч русских солдат. Вот на самой высокой точке позиций наших войск, вершине Столетова (1310 метров над морем), благодарные болгары установили Монумент Свободы.

К монументу можно проехать на машине или микро автобусе, но поскольку у нас макси автобус - извольте граждане туристы пройти 890 ступенек вверх.

Бегу быстрее всех по ступеням. Дыхание быстро сбилось, а мышцы ног забились. Но идти не перестаю. Я же покоритель пика Адама )) Минут за 10 я уже у подножия 7 этажного монумента свободы. Плачу доп. 2 лева и бегу на самый верх. Вид от сюда - закачаешься. Просматривается и южная и северная Болгария. Одно жаль - нас на подъеме накрыл дождь, а виды стали тучи и влажность закрывать. Но все равно очень тут красиво. За час свободного времени обегаю вершину со всех сторон. Фото-фото. Здесь же братские могилы наших солдат и первый монумент, установленный в честь занятия перевала. Также тут наши пушки стоят на память о славных достижениях русского оружия. В общем место удивительно красивое, славное и грустное одновременно. Такого я ещё не видел в своей жизни. Также встретил несколько иностранцев - долго им на английском языке объяснял кто такой Александр II, что такое оборона Шипки и Русско-Турецкая война. Вроде справился - они были довольны ))
После Шипки потраченных денег уже не жалко.

Спускаемся вниз. Вниз конечно проще. В автобус и снова по серпантину чудеса на виражах. Аж уши закладывает и тошнит. Последняя остановка сегодняшнего дня - этнографический музей под открытым небом Этыр. Этот музей состоит из старых болгарских домиков и сарайчиков. Также куча ремесленников делают и продают кучу всяких этнических сувениров по аутентичным технологиям изготовления )) Очень напоминает музей Пирогово, что под Киевом стоит. Ничего не покупаю, просто классные фотки делаю. За час справляемся со всем и едем той же дорогой домой.

Про одно забыл рассказать. Долина роз между Казанлыком и Шипкой является также долиной фракийских царей. Здесь много веков дожидались археологов огромные курганы. Оказалось, что под курганами скрываются многочисленные гробницы царей первых обитателей этих земель - фракийцев. В общем просто для информации - фоток нет, так как просто мимо проехали.

10 и 11 дни - снова амёбные. Хочу домой ((
Под конец 11 дня собрали шмотки, распрощались с друзьями, заказали завтраки на вынос и легли спать.

12 день.
В 5.20 подъём. Машина забирает в 6.20. Собрали последние вещи и поехали. В аэропорту провели часа два. Самолет вылетел без задержек в 9.30. Летели хорошо, а вот приземление было с мокрыми трусами. При заходе на посадку похоже был сильный ветер - самолет качало туда-сюда. В итоге самолет сначала на одно колесо опустился и так ехал. А потом как бахнется на полные шасси. Страшно как-то и непрофессионально. Но всё ОК. Путешествие удалось на славу ))